Антикоррупционная экспертиза

Наименование Дата документа
Об антикоррупционной экспертизе -
Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов 28.08.2013г.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов" 26.02.2010г.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" 17.07.2009г.

Антикоррупционная экспертиза муниципального законодательства - действенный механизм противодействия коррупции

Введение в правовой оборот понятия "антикоррупционная экспертиза" было обусловлено необходимостью оценки содержания нормативных правовых актов (их проектов) не только с точки зрения формального соответствия (несоответствия) их законам, но и с позиции устранения нормативных основ для проявления коррупции, поскольку во многом стимулирующим (коррупциогенным) фактором является их неопределенность и вариативность.

Впервые на прокуратуру осуществление антикоррупционной экспертизы было возложено Указом Президента РФ 31.07.2008 № Пр-1668, утверждающим Национальный план противодействия коррупции, где среди первоочередных мер по реализации этого документа было поручение Генпрокурору РФ об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ.

Чуть позже в ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов была названа среди основных мер по профилактике коррупции. Законодательное закрепление рассматриваемый вид деятельности приобрел с принятием Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон об экспертизе) и дополнением Закона о прокуратуре ст. 9.1 "Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов".

Смысл проведения антикоррупционной экспертизы сводится законом к выявлению "коррупциогенных факторов", под которыми понимаются положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В истекшем периоде 2017 года прокуратурой района на постоянной основе проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

За 9 месяцев 2017 года количество изученных  нормативных правовых  актов  на предмет наличия в них коррупциогенных факторов составляет 319  НПА, из них НПА, содержащих коррупциогенные факторы – 13, в которых выявлено 21 коррупциогенный фактор.

Изучение проектов НПА осуществляется одновременно на предмет соответствия его федеральному и региональному законодательству, а также на предмет наличия или отсутствия коррупциогенных факторов.

За 9 месяцев 2017 года прокуратурой района изучено 297 проектов нормативных правовых актов, из них в 17 проектах содержалось 20 коррупциогенных факторов.

В целях исключения из проектов нормативных правовых актов положений, содержащих нарушения федерального закона и коррупциогенных факторов, в адрес руководителей муниципальных образований направляются информации о приведени нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством до его принятия.